Что такое исо в фотоаппарате

Параметр ISO и рекомендации по его настройке

что такое исо в фотоаппарате

Каждый владелец фотоаппарата, несомненно, сталкивался с таким параметром, как ISO. Да и все публикации по фотографии пестрят фразами «уровень ISO», «чувствительность ISO», «светочувствительность матрицы». Что это за величина, и какие значения она должна принимать? Разберемся со всем по порядку

Что такое ISO?

ISO — это чувствительность камеры к свету. Данный параметр наряду с выдержкой и диафрагмой влияет на экспозицию получаемых фотографий. Поэтому научиться устанавливать оптимальные значения ISO для разных условий съемки очень важно.

Величина ISO измеряется в 1/(люкс×секунда). Как правило, шкала начинается со значения 100 и возрастает в два раза до максимально возможного для конкретной камеры уровня.

Минимальное и максимальное значения ISO являются важными характеристиками фотоаппарата. Большинство современных устройств кроме стандартных значений (100, 200, 400) имеют также промежуточные, что позволяет осуществлять более точные настройки камеры.

При невысоком ISO экспозиция будет низкой, увеличение значения данного параметра приведет к более сильному воздействию света и увеличению экспозиции. Таким образом, повышение ISO вызывает повышение светочувствительности и вызывает образование шумов на фотографии. Поэтому старайтесь всегда фотографировать при невысоком значении ISO, чтобы получать четкие, незернистые снимки.

Важно помнить, что на экспозицию снимков влияет не только ISO, а также значение диафрагмы и параметра выдержки. При манипулировании данными показателями можно добиться получения достаточного количества света для создания четкого изображения. Так, чтобы компенсировать увеличение ISO, потребуется уменьшить выдержку или закрыть диафрагму и наоборот.

Неправильно выбранные параметры съемки приводят к тому, что фотографии получаются шумными. Зернистость снижает детализацию снимков и делает изображение неоднородным. Исправить ситуацию можно в программном редакторе, однако, зачастую шумоподавление производится путем стушевки мелких деталей, что не всегда уместно.

Практические советы по настройке ISO

Разобравшись с тем, что такое ISO, осталось только понять, какие значения данного параметра будут уместны в разных условиях съемки. Итак:

  • Минимальное значение ISO дает наилучшие результаты. Именно его следует выбирать при съемке в студии и на улице в ясную погоду.
  • Если планируется съемка при недостаточном освещении, лучше всего увеличить значение ISO, выставив его на уровне 200-400, особенно когда нет возможности использовать штатив. В помещении, при условии работы со вспышкой, допустимы значения 400-800.
  • Показатели выше 800 целесообразно использовать при съемке массовых мероприятий, клубной или репортажной съемке в условиях недостаточной освещенности. В таких ситуациях выбирать обычно не приходится, и для получения четких кадров нужно выставлять высокое значение светочувствительности.
  • Уровень ISO 1600 и выше поможет получить неплохие кадры на концерте, когда фотограф находится в зале и не имеет возможности использовать штатив. Более высокие значения светочувствительности предназначены для очень низкой освещенности, но использовать их зачастую нецелесообразно из-за появления на снимках сильных шумов.
  • Если планируется постановочная съемка ночью лучше всего использовать штатив и выставлять низкое значение ISO. Это поможет получить выразительные кадры с низкой зернистостью.

Количество шумов на фотографии при высоких значениях светочувствительности зависит от размера матрицы используемой камеры. Мыльницы даже при ISO 800 не способны выдавать хороший результат, поэтому лучше выставить низкое ISO и использовать штатив. А вот дорогие зеркалки при показателе 3200 и выше дают отличные результаты, а вместе с ними и чувство, что деньги были потрачены не зря.

Кроме того, не стоит забывать о функции Auto ISO. Новички часто используют ее, чтобы не заморачиваться с выбором параметров. Но данная функция очень капризна. На мыльницах она не дает желаемых результатов, поэтому лучше вручную выставить ISO 100. В зеркалках целесообразно установить порог, за который не должен выходить параметр ISO, например, 800, и в этих рамках пусть камера сама выбирает оптимальный режим съемки.

Выводы:

ISO контролирует светочувствительность и уровень шумов. Лучше всего фотографировать при минимальных значениях данного параметра и снижать их, как только появится такая возможность. Максимально опустить ISO поможет полное открытие диафрагмы. Но чем ниже показатель светочувствительности, тем длиннее выдержка.

Источник: http://photoword.ru/parametr-iso-i-rekomendacii-po-ego-nastrojke/

Светочувствительность. Подробно про ISO для начинающих

что такое исо в фотоаппарате

Светочувствительность — один из трёх параметров экспозиции. Она характеризует чувствительность матрицы камеры или фотоплёнки к свету: чем выше показатель, тем меньше света нужно для получения правильно проэкспонированного снимка. При повышении или понижении этого параметра в ручном режиме (М) можно напрямую регулировать яркость изображения.

NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F7.1, 20 с, 250.0 мм экв.

Светочувствительность выражается в условных единицах ISO, которые использовались ещё в плёночной фотографии.

Не путайте светочувствительность и светосилу! Светосила — характеристика объектива.

Плёнка ISO 100 была рассчитана на дневную съёмку, а ISO 400 позволяла эффективно снимать в помещении. Чем выше показатель ISO, тем выше чувствительность плёнки к свету. Сменить светочувствительность на плёночном фотоаппарате можно было одним способом: вынуть кассету и вставить другую. В цифровой фотографии всё проще: ISO регулируется нажатием одной кнопки. А ещё можно отдать этот параметр под управление автоматики.

Технически в цифровой фотографии изменение ISO реализовано совсем по-другому. Чувствительность самих пикселей-датчиков не меняется при повышении параметра. Картинка становится ярче из-за усиления электрических сигналов матрицы и за счёт алгоритмов преобразования аналогового сигнала в цифровой.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 100 с, 18.0 мм экв.

Минимальное и базовое ISO

Базовое и минимальное ISO — не всегда одно и то же. Базовое для конкретной модели матрицы ISO может быть довольно высоким (например, 800, 1600 единиц), а минимальное ISO получается из него ослаблением сигнала, более высокие значения — усилением. Однако фотографам информацию о базовом ISO производитель не сообщает, да и на практике она не очень нужна. Важнее разобраться с минимальной светочувствительностью.

Минимальное числовое значение светочувствительности на вашем фотоаппарате — это то ISO, при котором качество снимка будет наиболее высоким, а уровень цифрового шума низким. Его важно запомнить. В зависимости от модели камеры, минимальное ISO будет различаться: 64, 100, 200 единиц.

В тех направлениях съёмки, где требуется длинная выдержка или она неважна, используют минимальное ISO. Его же для идеального качества картинки применяют в студийной съёмке, предметной, рекламной, пейзажной, интерьерной, архитектурной фотографии.

Штатив будет кстати, ведь не всегда условия освещения идеальны, и выдержка может стать слишком длинной для съёмки с рук.

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5, 60 с, 21.0 мм экв.

Что такое расширенное ISO

Если регулировать ISO в сторону уменьшения или увеличения, рано или поздно вы наткнётесь на так называемые расширенные значения ISO. На камере они отображаются как Lo (пониженные значения) или Hi (повышенные). Их фотоаппарат получает программно. К примеру, в случае повышенных значений Hi съёмка на самом деле ведётся на максимальном «числовом» ISO, а далее процессор делает картинку светлее. При этом цифровой шум на фото становится более заметным, ведь яркость снимка повышается.

Nikon Z 7: съёмка на пониженном ISO Lo-1.0. Это значение соответствует ISO 32.

В случае использования пониженных значений немного теряется информация в светлых участках, что может привести к появлению переэкспонированных зон на снимке или же к снижению запаса информации в светлых участках при обработке RAW.

NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 31, F8, 4 с, 145.0 мм экв.

Что такое цифровой шум

Цифровой шум — это помехи, возникающие при повышении светочувствительности. Они есть в той или иной мере всегда, но на минимальном ISO практически незаметны.

Уровень цифрового шума на разных камерах отличается.

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 4 с, 35.0 мм экв.

Фрагмент приведённой выше сцены, снятый на базовом ISO.

Фрагмент приведённой выше сцены, снятый на максимальном ISO. Заметен цифровой шум: как отдельные «зёрна» (яркостный шум), так и искажения цвета (цветовой шум). Шум съел мелкие детали, фактуру на оправе часов. Но для столь высокого ISO такой уровень шума — отличный показатель.

Источник: https://prophotos.ru/lessons/21707-svetochuvstvitelnost-podrobno-pro-iso-dlya-nachinayuschih

Экспозиция в деталях: выдержка, диафрагма, ISO

что такое исо в фотоаппарате

Вы думаете, современный цифровой фотоаппарат сильно отличается от проверенных временем антикварных моделей или мыльниц прошлого века с пластиковой оптикой? Фиг вам — это в корне ошибочное мнение, никаких принципиальных изменений не произошло — в современном фотоаппарате ничего не поменялось за двухвековую историю фотографии: там все так же присутствуют линзы, ограничивающая поток света диафрагма и светочувствительный материал с определенными характеристиками. Знаете, почему?

Ответ, скорее всего, лежит в близости устройства фотоаппарата к человеческому зрению: у глаза есть определенная чувствительность (которая тоже способна изменяться, как и матрица фотоаппарата, правда, немного по другим правилам), есть диафрагма (вы ведь видели, как расширяются зрачки?), вот только выдержки нет — что обусловлено спецификой зрения (глаз получает видеопоток, а фотоаппарат результат выдает статический). Именно поэтому глобальных принципиальных изменений пока не произошло. Да, история фотоаппарата видела массу изменений: сначала были огромные фотографические пластинки, потом была пленка, уменьшающаяся в размере с ходом прогресса, потом появились цифровые матрицы. Менялась и оптика: сначала появилась встроенная диафрагма, потом автофокус, многослойное просветление стекол, асферические линзы, новомодные добавки в сами стекла, уменьшающие образование бликов и повышающие резкость — однако все это можно отнести просто к техническому прогрессу, т.е. изменениям количественным. Глобально ничего не поменялось, а потому посмотрим, по каким правилам играл и играет фотограф.

Основные параметры экспозиции

Если внимательнее посмотреть на фотоаппарат, состоит он из трех основных элементов, каждый из которых отвечает за свой параметр экспозиции:

  • объектив (всегда на первом месте) отвечает за установку диафрагмы. Диафрагма определяет количество попадающего на матрицу света, уменьшая площадь отверстия, через которое он проходит, ровно в два раза за один шаг (квадратный корень из 2 равен 1.414141). Современные фотоаппараты позволяют и полшага, будьте внимательны — стандартные значения изменения диафрагмы: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32, крайне редко дальше. Это знаменатель дроби, например, 1/1, 1/1.4, 1/2 и пр. Закрывая диафрагму (увеличивая диафрагменное число, знаменатель), вы увеличиваете глубину резкости, открывая, сокращаете.
  • фотоаппарат отвечает за установку выдержки. Выдержка — это интервал времени, в течение которого свет, проходя через объектив, ограниченный диафрагмой, проецируется на плоскость светочувствительного элемента (матрицы, пленки). В современных условиях выдержка тоже с электронным управлением, а потому также может изменяться в полшага, но стандартный шаг изменения выдержки тоже двукратный — в секундах 30, 15, 8, 4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и т.д. Увеличивая выдержку, вы смазываете движение (включая дрожание рук и течение воды), сокращая, можете его замораживать.
  • матрица или пленка (на самом деле, находится в фотоаппарате, но мы ее рассматриваем отдельно) отвечает за чувствительность. Чувствительность — это восприимчивость светочувствительного элемента к потоку света, ограниченному диафрагмой и временными рамками выдержки при проецировании на площадь светочувствительного элемента. Для измерения чувствительности во всем мире приняты стандартные единицы Международной организации по стандартам (ISO), откуда и получили свое название. Чувствительность матрицы может меняться перед каждым кадром, также вдвое за один шаг. То же самое касается и пленки, чувствительность которой можно легко менять от кассеты к кассете. Цифровые фотоаппараты сегодня могут менять чувствительность и в треть шага, но стандартные значения лежат в пределах ряда ISO 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600 и т.д. Повышая чувствительность, вы увеличиваете зернистость пленки и шумы матрицы, уменьшая, сокращаете.

Казалось бы, сколько свободы фотографу А вот и нет, нет никакой свободы в жизни, нет ее и в фотографии — как и в рамках кадра, будучи зажатыми тремя параметрами экспозиции, фотографу приходится жить в довольно жесткой системе координат с тремя измерениями.

Кстати, сразу оговоримся: обычно принято считать, что параметров экспозиции два, диафрагма и выдержка, однако, это было верно до последнего времени, когда фотограф, привыкнув к пленке, считал, что этот параметр неизменен. Сегодня он меняется также быстро, как и выдержка с диафрагмой, хотя и отдельного колесика не придумали под него даже в зеркалках.

График зависимости диафрагмы, выдержки и чувствительности

Итак, на графике вы видите взаимозависимость всех трех параметров экспозиции. Сначала поясним, что к чему:

  • диафрагма, как наиболее важный параметр экспозиции, на графике представлена диафрагменными числами, т.е. знаменателем дроби 1/n, и по координатному вектору уменьшается от открытой до закрытой. Следует помнить, что для каждого объектива нижний конец — относительное отверстие самого объектива, которые крайне редко начинаются с 1. Обычно это 1.2 (очень дорогие), 1.4 (дорогие), 1.8 (доступные фикс-объективы), 2.8 (дорогие зум-объективы), от 3.5 начинаются бюджетные модели, с рядом исключений, естественно.
  • выдержка, как зависящая от диафрагмы, у нас тоже уменьшается от 1 секунды до 1/2000 сек, что ее никак не ограничивает в жизни (фотоаппараты могут задавать выдержки «от руки» и до 1/8000, если не считать суперкрутых моделей). Мы могли бы задать ряд в сторону увеличения, но тогда наш график был бы совершенно не показателен, и ввести чувствительность не получилось бы.
  • чувствительность, в отличие от двух первых, по вектору растет — но у нее просто нет выбора.
  • все данные даны для неизменного освещения одной интенсивности, вне зависимости от его качества.

Давайте теперь посмотрим, что у нас получается на деле. Как вы знаете, снимать можно в одном из четырех режимов съемки, задавая диафрагму или выдержку, а второй параметр фотоаппарат высчитает сам.

Как пользоваться графиком

Так, например, вы выбираете приоритет диафрагмы (как делают большинство фотографов в большинстве ситуаций) и устанавливаете диафрагму 5.

6, чтобы получить довольно резкий портрет — в наших условиях, при установленной вами чувствительности ISO 100, фотоаппарат поставит вам выдержку 1/8 сек, что, как вы уже знаете, с портретным объективом 85 мм, в 10 раз больше требуемого нам, и картинка, скорее всего, смажется (рука дрогнет или модель моргнет). На экране вы видите, что кадр смазан и находите выход — «открыть дырку» до 1.

4 (ведь вы купили хороший объектив), в результате чего фотоаппарат посчитает вам выдержку 1/125 сек. Как результат, кадр будет четким, но фон размоется сильнее, да и глубина резкости потеряется. Впрочем, для портрета это нестрашно, потому что красивое боке на открытой диафрагме нравится многим.

Однако, здесь ситуация близка к идеальной — а ведь у вас может не быть светосильного объектива (посмотрите на график — опустившись до 2.8, вы получите выдержку только 1/30 правда, с портретником 1.8 сможете работать на 1/90). Так будет постоянно: на шаг откроете диафрагму, фотоаппарат на шаг сократит выдержку, потому что света будет поступать в два раза больше: на f4 — 1/15, на f2 — 1/60.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключить три телевизора к одной антенне

В наших условиях, если снимать пейзаж, диафрагму надо будет поставить примерно на 11, а фотоаппарат на штатив, потому что выдержка составит полсекунды, и даже в широкоугольном положении объектива вы не удержите его руками от смазывания. А портрет, как мы сказали, можно снять и руками, только хорошим объективом.

Что же, в данном случае, накладывает на нас такое жесткое ограничение красного цвета? Это и есть наша чувствительность — почему бы не использовать ее? Собственно, это секрет любого фотографа-репортажника: они снимают очень хорошими фотоаппаратами и очень светосильными объективами, в результате чего кадры их выходят очень четкими даже в не очень светлых помещениях, а низкие шумы матрицы при высоких ISO позволяют как раз его подкрутить.

Итак, если мы покрутим чувствительность в плюс до 200, сможем снять наш пейзаж при f11 на выдержке в 1/4 сек, что уже вполне реально для удержания фотоаппарата.

Если ухватиться покрепче двумя руками, не дышать и упереть локти в живот, а самому облокотиться о стену или столб, кадр выйдет, правда, если есть машины и быстроходящие люди, они размажутся прямо по кадру, а машины еще и яркий след от фар оставят.

Крутя чувствительность дальше, до 400, выдержка сократится уже до 1/8 сек, при 800 будет уже 1/15, что на широкоугольном значении зума заметно не будет. А если при этом и диафрагму открыть до f8 — вообще 1/30, что даже людей будет нормально фиксировать.

Теперь задумаемся, почему мы черты нарисовали красным Вы же помните, что ничего не дается бесплатно, и везде надо платить цену — у чувствительности обратной стороной будет цифровой шум, и увеличив в два раза чувствительность, вы и шум увеличите во столько же. А это значит необходимость впоследствии пользоваться шумодавом и восстанавливать часть потерянных цветов — в любом случае, потеряете детали.

Советы и рекомендации

Собственно, ради чего мы все это писали. Вы же не думаете, что этот график не крутился в последние годы в нашей голове только для того, чтобы его красиво нарисовать. Напротив — мы поведали о нем вам, и вот наши рекомендации:

  1. При съемке портретов и уходящем солнце не стесняйтесь использовать более открытую диафрагму и объектив с меньшим фокусным расстоянием (50 мм лучше чем 80 мм), затем начинайте крутить чувствительность «в плюс».
  2. При съемке пейзажей используйте штатив, правда, только когда солнца мало, и выдержка не позволяет снимать при закрытой дырке, держа фотоаппарат руками. Смотрите на значения выдержки, чтобы ориентироваться, даже когда нет штатива, поднимайте чувствительность только в самом крайнем случае. Тут торопиться никуда не нужно, можно и переснять.
  3. Помните, что свет тоже может быть переменной характеристикой — когда уже слишком темно, обойтись без вспышки бывает нельзя, только пользуйтесь ей с умом.
  4. Репортажи снимаются хорошей оптикой, профессионалами и хорошими фотоаппаратами. Если вы из них, зачем читаете эту статью?
  5. При пользовании режимом «приоритет выдержки» ставьте ISO Auto — когда важна скорость, лучше пожертвовать деталями картинки, чем потом пытаться вытянуть из говна конфетку и, опять-таки, этими деталями пожертвовать.
  6. В помещении тусовочные мероприятия снимаются широкоугольным объективом также при повышенных значениях ISO — ценность этих кадров куда ниже, чем можно себе подумать. Использование вспышки в данных условиях обычно возможно в режиме «медленной синхронизации» (лучше по задней шторке), для подсветки лиц.
  7. Если есть возможность снимать без вспышки — используйте ее. Это позволит вам передать атмосферу мероприятия, а не запротоколировать ее сухим светом вспышки.
  8. Не стесняйтесь думать во время съемки и правильно расставляйте приоритеты: четкий портрет лучше смазанного, четкий пейзаж лучше нечеткого, «замороженная» в движении машина лучше полосы на фото, если нужно выражение лица водителя и читаемый номер. В остальных случаях, тоже думайте.

Источник: https://focused.ru/articles/beginners/exposure

Введение в экспозицию

Параметры экспозиции снимка определяют, насколько тёмным или светлым окажется изображение, снятое вашей камерой. Хотите верьте, хотите нет, но параметров настройки всего три: диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO («треугольник экспозиции»). Умелое их использование является существенной стороной выработки интуиции фотографа.

Получение правильной экспозиции более всего похоже на попытку собрать дождевую воду в ведро. Хотя сила дождя находится вне вашего контроля, тем не менее, вам подвластны три фактора: диаметр ведра, время, на которое ведро выставляется под дождь, и объём воды, который вы хотите получить.

Всё, чего нужно добиться, — это набрать не слишком мало («недодержать») и не слишком много («передержать»). Ключевой момент в том, что возможно множество различных комбинаций размеров ведра, времени и количества воды.

Например, одно и то же количество воды можно получить за меньшее время, если взять более широкое ведро, и наоборот, узкое ведро понадобится держать под дождём намного дольше.

В фотографии параметрами экспозиции являются диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO, которые аналогичны диаметру ведра, времени и количеству воды, описанным выше. Далее, как дождь, так и естественный свет находятся вне контроля фотографа.

Треугольник экспозиции: диафрагма, выдержка и светочувствительность ISO

Каждый из параметров влияет на экспозицию по-разному:

Диафрагма: управляет площадью, через которую свет попадает в камеру
Выдержка: управляет длительностью экспозиции
Число ISO: управляет чувствительностью сенсора вашей камеры к количеству света

Как следствие, можно использовать любую комбинацию этих трёх параметров для достижения одинаковой экспозиции, Важно, однако, знать, чем можно пожертвовать, поскольку каждый из параметров влияет также и на другие свойства изображения. Например, диафрагма влияет на глубину резкости, от выдержки зависит размытие движением, а светочувствительность ISO определяет величину визуального шума.

Далее мы рассмотрим, что означает каждый из параметров, как оценить его влияние, и как режимы съёмки камеры влияют на сочетание параметров.

Выдержка

Затвор камеры определяет, когда сенсор камеры открыт или закрыт для света, поступающего через объектив. Длительность выдержки определяет, на какой промежуток времени сенсор будет открыт. «Выдержка» и «длительность выдержки» обозначают одно и то же, и сокращение выдержки означает сокращение длительности выдержки.

В цифрах. Влияние выдержки на экспозицию, вероятно, оценить проще всего: оно соотносится с количеством света, поступающего в камеру, как 1:1. Если время выдержки удваивается, количество света, поступающего в камеру, также удваивается. Кроме того, для этого параметра возможен наиболее широкий диапазон значений:

ВыдержкаИспользование
от 1 до 30 секунд и более Съёмка ночью и при малом свете со штатива
от 2 до 1/2 секунды Придание гладкости текущей водеЛандшафтная съёмка со штативас большой глубиной резкости
от 1/2 до 1/30 секунды Получение размытия движениемдля фона движущегося объектаАккуратная съёмка с рук со стабилизацией
от 1/50 до 1/100 секунды Типовая съёмка с рук без существенного увеличения (зума)
от 1/250 до 1/500 секунды Заморозка предмета в движенииСъёмка с рук с существенным увеличением (телеобъективы)
от 1/1000 до 1/4000 секунды Заморозка очень быстрого и очень близкого движения

Как это выглядит. Выдержка является мощным инструментом заморозки или акцентирования движения:

Длинная выдержкаКороткая выдержка

В творческой съёмке или для водопадов, например, размытие движением иной раз желательно, тогда как в большинстве других случаев его нужно исключить. Как следствие, обычно выдержку выбирают, исходя из значения, которое сможет обеспечить резкий снимок — либо для заморозки движения, либо для исключения сотрясения камеры при съёмке с рук.

Как узнать, какая выдержка обеспечит резкий снимок с рук? Используя цифровые камеры, проще всего поэкспериментировать и оценить результаты на экране камеры (при полном увеличении). Если при правильном выборе фокуса снимок получается смазанным, скорее всего, понадобится сократить выдержку, держать руки более стабильно или использовать штатив.

Диафрагма

Число диафрагмы камеры управляет площадью, через которую свет может проникать сквозь объектив. Величину диафрагмы обозначают в терминах f-ступеней, которые на первый взгляд не интуитивны, поскольку по мере того как f-ступень нарастает, площадь светопропускания убывает. На жаргоне фотографов, если кто-то говорит «закрыл» или «открыл» диафрагму, обычно он имеет в виду увеличение или уменьшение f-ступени, соответственно.

В цифрах. Всякий раз, когда f-ступень уменьшается вдвое, площадь светопропуская увеличивается вчетверо. Это непосредственно следует из того, что площадь круга пропорциональна квадрату его радиуса, но большинство фотографов просто запоминают f-ступени, которые соответствуют каждому увеличению или уменьшению количества света вдвое:

ДиафрагмаСветопропусканиеПример выдержки
f/22 1X 16 секунд
f/16 2X 8 секунд
f/11 4X 4 секунды
f/8.0 8X 2 секунды
f/5.6 16X 1 секунда
f/4.0 32X 1/2 секунды
f/2.8 64X 1/4 second
f/2.0 128X 1/8 секунды
f/1.4 256X 1/15 секунды

Приведенные выше комбинации выдержки и диафрагмы обеспечивают одинаковую экспозицию.

Примечания: доступные варианты выдержки не всегда позволяют увеличить или сократить выдержку
в точности вдвое, но приближения всегда настолько близки, что разница будет пренебрежимо мала.

Вышеприведенные f-ступени являются стандартно доступными практически на любой камере, хотя большинство камер позволяют также и более гибкую настройку, например, f/3.2 и f/6.3. Диапазон значений может варьироваться в зависимости от камеры и объектива.

Например, компактная камера может располагать диапазоном от f/2.8 до f/8.0, тогда как у цифровой зеркальной камеры с портретным объективом диапазон может составлять от f/1.4 до f/32.

Узкий диапазон диафрагмы обычно не является большой проблемой, однако более широкий диапазон обеспечивает большую творческую гибкость.

Техническое примечание: для многих объективов светопропускание подвержено также влиянию передаточной эффективности, хотя она практически всегда является намного меньшим фактором, чем диафрагма. Кроме того, она находится вне пределов контроля фотографа.

Разница в передаточной эффективности обычно более заметна при использовании сильного увеличения (зума). Например, объектив Canon 24-105 мм f/4L IS пропускает при диафрагме f/4 примерно на 10-40% меньше света, чем аналогичный объектив Canon 24-70 мм f/2.

8L при диафрагме f/4 (в зависимости от фокусного расстояния).

Как это выглядит. Величина диафрагмы камеры определяет глубину резкости снимка (диапазон расстояний, в пределах которого объекты выглядят резкими). Снижение f-ступени означает уменьшение глубины резкости:

Широкая диафрагмаf/2.0 — малая f-ступеньмалая глубина резкости Закрытая диафрагмаf/16 — большая f-ступеньбольшая глубина резкости

Светочувствительность ISO

Число ISO определяет, насколько чувствительна камера к свету. Аналогично выдержке, число ISO соотносится с изменением экспозиции как 1:1. Однако, в отличие от диафрагмы и выдержки, минимальное число ISO желательно практически всегда, поскольку повышение числа ISO значительно увеличивает визуальный шум. Как следствие, число ISO повышают только в тех случаях, когда требуемые диафрагма и выдержка иначе недостижимы.

Малое число ISO(небольшой шум) Большое число ISO(сильный шум)

примечание: в традиционной фотографии визуальный шум определялся «зерном плёнки»

Общедоступны такие числа ISO, как 100, 200, 400 и 800, хотя многие камеры позволяют также меньшие и большие значения. Обычно приемлемо малый шум обеспечивают числа ISO в диапазоне 50-200, тогда как при использовании цифровых зеркальных камер зачастую приемлемым является диапазон 50-800 (или даже больше).

Режимы съёмки камеры

Большинство цифровых камер имеют стандартные режимы съёмки: автоматический (), программный (P), приоритет диафрагмы (Av), приоритет выдержки (Tv), ручной (M) и спусковой (B) режимы. Режимы Av, Tv и M зачастую называют «творческой зоной» или «режимами автоэкспозиции (AE)».

Каждый из этих режимов влияет на то, как для заданной экспозиции выбираются диафрагма, выдержка и число ISO. Некоторые режимы пытаются подбирать для вас все три значения, другие позволяют выбрать один параметр и позволить камере подобрать остальные два (если это возможно). Следующая таблица описывает влияние каждого из режимов съёмки на параметры экспозиции:

Режим съёмкиПринцип работыАвтоматический() Программный (P) Приоритет диафрагмы(Av или A) Приоритет выдержки(Tv или S) Ручной (M) Спусковой (B)
Камера автоматически подбирает все параметры съёмки.
Камера автоматически подбирает диафрагму и выдержку; вы можете выбрать число ISO и компенсацию экпозиции.
Вы выбираете диафрагму и число ISO, а камера автоматически подбирает соответствующую выдержку.
Вы выбираете выдержку и число ISO, а камера автоматически подбирает соответствующую диафрагму.
Вы выбираете диафрагму, выдержку и число ISO, вне зависимости от того, дадут ли выбранные значения корректную экспозицию.
Полезен для экспозиций длиннее 30 секунд. Вы выбираете диафрагму и число ISO, а длительность выдержки определяется либо дистанционным выключателем, либо моментом второго нажатия на кнопку затвора.

Вдобавок камера может иметь несколько предустановленных режимов съёмки; к наиболее распространённым относятся ландшафтный, портретный, спортивный и ночной режимы. Символы, используемые для каждого из режимов, слегка варьируются в зависимости от модели камеры, но скорее всего будут выглядеть похоже на приведенные ниже:

Режим съёмкиПринцип работыПортретный Ландшафтный Спортивный Ночной
Камера пытается подобрать наименьшую f-ступень, возможную для данной экспозиции. Тем самым обеспечивается наименьшая возможная глубина резкости.
Камера пытается подобрать наибольшую f-ступень, чтобы обеспечить большую глубину резкости. Компактные камеры зачастую вдобавок устанавливают дистанцию фокусировки на бесконечность.
Камера пытается достичь предельно короткой выдержки для выбранной экспозиции — в идеале 1/250 секунды или короче. Помимо использования малой f-ступени, краткость выдержки обычно достигается повышением числа ISO более сильным, чем это было бы допустимо в портретном режиме.
Камера разрешает более длинные выдержки, чем это обычно разрешено для съёмки с рук, и повышает число ISO практически до максимально возможного. Однако в некоторых камерах этот режим означает, что для подсветки переднего плана используется вспышка, а длинная выдержка и высокое число ISO используются для фона. Проверьте инструкцию своей камеры на предмет присущих ей уникальных характеристик.

Однако не забывайте, что по большей части указанные выше параметры настройки зависят от системы замера экспозиции камеры, которая определяет корректность экспозиции. При съёмках сложных объектов система экспозамера зачастую может обмануться, так что полезно понимать, при каких условиях она может ошибиться, и что можно сделать, чтобы компенсировать ошибки экспозиции (см. главу об экспозамере камеры).

Наконец, некоторые из перечисленных выше режимов могут также управлять параметрами настройки камеры, которые не имеют отношения к экспозиции, но это зависит от модели камеры. Такие дополнительные параметры могут включать в себя, помимо всего прочего, точки фокусировки, режим экспозамера и автофокуса.

Источник: https://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/camera-exposure-2.htm

4 шага к пониманию ISO

ISO является одним из трех факторов, которые определяют экспозицию, вместе с диафрагмой и выдержкой. Для того, чтобы получить максимальное качество ваших фотографий, вы должны знать, какой вклад вносит каждый из трех параметров. Прочтите этот урок, чтобы получить более глубокие знания о том, как использовать свой фотоаппарат должным образом и начать делать профессиональные фотографии.

Шаг 1 – Что такое ISO?

ISO (International Standards Organization) определяет чувствительность датчика в камере, которая, в свою очередь, влияет на экспозицию ваших фотографий.  Шкала ISO обычно начинается со значения 100, а каждое следующее значение изменяется в два раза, до границы возможностей камеры: 100, 200, 400, 800, 1600 Начальная и конечная точки диапазона зависят от камеры, которую вы используете. Большинство современных камер имеют и промежуточные значения ISO, равные 1/3 ступени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать ксерокопию на принтере

Международная организация стандартизации является ответственной за широко используемые стандарты в различных областях, но все, что вам нужно знать про ISO как параметр чувствительности, приведено ниже.

Шаг 2 – Как влияет ISO на экспозицию?

ISO является одним из трех параметров, влияющих на экспозицию,  вместе с выдержкой и диафрагмой. Диафрагма определяется объективом, выдержка временем экспозиции, а ISO свойствами сенсора. Чтобы быть более точным, ISO определяет изменение экспозиции фотографии при изменении чувствительности сенсора.

Шкала ISO похожа на выдержку в том смысле, что когда ISO изменяется в два раза, экспозиция также меняется на ступень, и они пропорциональны друг другу. Уменьшение ISO соответствует низкой экспозиции, увеличение – даст более сильное воздействие света, экспозиция увеличится. Гораздо проще, чем диафрагма.

Ниже приводится 6 фото для различных значений ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Диафрагма и выдержка остаются постоянными на всех фото, изменяется только ISO. Таким образом вы можете видеть влияние этого параметра на фотографию. идеальная экспозиция показана на четвертом фото, где ISO составляет 800.

Как вы могли заметить, каждый параметр влияет на экспозицию независимо. Но есть некоторые последствия применения высоких значений ISO

Шаг 3 – Как ISO влияет на качество фотографий?

Как правило, чем меньше ISO, тем выше качество изображения. При удвоении ISO вы по сути вдвое повышаете экспозицию, также удваивается и цифровой шум. Этот шум снижает детализацию фотографии, делая изображение зернистым и неравномерным.

Низкое ISO = Высокое качество

Чтобы лучше показать, как ISO влияет на качество изображения, я взял еще одну серию фотографий, которая показана ниже. Для целей этого эксперимента я изменял не только ISO, а также выдержку и диафрагму, чтобы экспозиция оставалась постоянной, в результате легче сравнивать качество фотографий. Фото отображаются в следующем порядке: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200

Как вы видите, чем выше ISO, тем сильнее шум, тем больше он портит картинку. Существуют специальные программы. которые удаляют шум. Они могут исправить ситуацию, но ценой некоторого снижения детализации и сглаживания мелких деталей, которые смешиваются с шумом. Это наглядно показано на картинке ниже (участок изображения в масштабе 100%). Поэтому используйте плагины для шумоподавления с осторожностью.

Камеры с большим размером сенсора лучше, так как сенсор получает больше света. Но технологии улучшаются и разница между размером сенсора и шумом уменьшается, особенно в сравнении с камерами прошлых лет выпуска.

Все камеры различаются между собой, поэтому я предлагаю вам поснимать вашей камерой в условиях низкой освещенности, чтобы определить, какое максимальное ISO можно использовать без сильного ущерба для качества. Повышение экспозиции при обработке дает такой же эффект, как и повышение ISO, то есть увеличивается шум, поэтому убедитесь, что установили экспозицию при съемке правильно, без недодержки. Таким образом вы избежите повышения шума при обработке.

Теперь, когда вы знаете, как работает ISO, рассмотрим различные ситуации практического применения.

Шаг 4 – Какие ISO и когда использовать

ISO 100: Ваши фотографии будут иметь наилучшее качество. Превосходно для съемки при дневном свете, так как нет необходимости в увеличении ISO. Съемка на значении 1600 в условиях яркого освещения – пустая трата времени, так как фотографии получатся шумные.

ISO 200 – 400: Для чуть меньшего освещения, например, в тени или в помещении, если оно ярко освещено

ISO 400 – 800: Я использую этот диапазон при съемке со вспышкой в помещении, поскольку это позволяет лучше проработать фон

ISO 800-1600: у репортажных и событийных фотографов часто нет другого выбора, кроме как использовать этот диапазон, так как живые события часто происходят в условиях низкой освещенности, а вспышкой пользоваться невозможно или запрещается.

ISO 1600-3200: Опять же, событийные фотографы используют этот диапазон для съемок на концертах, а также в условиях низкой освещенности, когда использование штатива затруднительно. Этот диапазон является самым высоким в моей камере, но я редко использую его, так как я не поклонник цифровых шумов.

ISO 3200+: Этот диапазон зарезервирован для экстремально низкой освещенности, но шумы на нем очень велики, изображение получается слишком зернистым.

Примечание переводчика: современные модели профессиональных камер дают вполне приемлемое для целей репортажной съемки качество на гораздо более высоких ISO, например, камера Nikon D3S способна снимать с ISO 102400

Сортировать: Новые Комментируемые Просматриваемые

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много

Читать дальше →

09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал

2 543

0

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата

Источник: https://photo-monster.ru/books/read/4-shaga-k-ponimaniyu-iso.html

Какое ISO лучше ставить при съемке в помещении, на улице, ночью или в солнечную или пасмурную погоду

В начале курса по основам фотографии я упоминал, что ISO относится к фундаментальным основам и являет собой обычную светочувствительность фотоаппарата или пленки к свету.

Зависимость проста: Чем больше ISO, тем выше светочувствительность фотоаппарата и короче выдержка.

Иначе говоря, тем большее количество света зафиксирует фотоаппарат, что приведет к осветлению кадра.

Меньшее ISO приводит к уменьшению светочувствительности фотоаппарата, что притемняет кадр при прочих неизменных настройках.

Я уверен, вы уже встречали советы устанавливать низкое значение ИСО при фотосъемке, и не использовать высокие значения более ISO1600.

Этот снимок снят при низком ISO, что обеспечило отсутствие цифрового шума в тенях при съемке на дешевый фотоаппарат и объектив.

Почему нельзя использовать высокое ISO

Проблема высокого ISO кроется в увеличении количества цифрового шума.

Здесь работают две простые взаимосвязи:

  1. Чем выше значение ИСО, тем больше цветного цифрового шума на фотографии
  2. Чем хуже фотоаппарат, тем больше шума на снимке

Можно сделать вывод, что хороший фотоаппарат позволит снимать с высоким ИСО при приемлемом количестве шума. Недорогой фотоаппарат способен уничтожить кадр, погребя под большим количеством цветного шума.

Отсюда и строгая рекомендация снимать на низких значениях ИСО.

Это ухудшает светочувствительность фотоаппарата, но сохраняет кадр.

Сложно сказать, какое значение ISO лучше использовать, не зная модель фотоаппарата.

Сделайте серию тестовых фотографий, последовательно поднимая ИСО, и рассмотрите кадры в 100% масштабе.

Вы увидите, при каком значении параметра уровень шума становится неприемлемым.

В статье 5 причин появления шума на фотографиях и как избежать его появления при съемке, я более подробно рассмотрел причины появления шума и методы борьбы с ним.

Почему не всегда можно использовать низкое ISO

Понижение ИСО может сыграть плохую шутку с фотографом.

Фотоаппарат при низком ISO утрачивает способность различать детали в темных глубоких тенях кадра.

Для этого не нужно фотографировать ночью.

Фотоаппарат на низком значении ИСО может не увидеть большую часть деталей в сильной контрастной тени солнечным летним днем.

В большинстве своем, это и не требуется.

Но, в сюжете с большим количеством мелких деталей в глубокой тени, низкое значение ISO подкинет сюрприз фотографу.

Помните:

ИСО это светочувствительность фотоаппарата, а также наличие или отсутствие деталей в теневых участках кадра.

Недостаточно руководствоваться понятием осветления или затемнения экспозиции кадра при подборе ИСО.

Учитывайте влияние этого параметра на количество шума в кадре и детали в тенях.

Почему нельзя использовать функцию Auto ISO

AUTO ISO это встроенная в фотоаппарат функция автоматического подбора ИСО в зависимости от освещенности.

Проблема этой функции в том, что фотоаппарат всегда стремится поднять ИСО повыше.

Это не страшно, если вы снимаете на хорошую полупрофессиональную или профессиональную камеру, поскольку нет большой разницы между 200ИСО и 800ИСО по уровню шума.

В случае съемки на недорогую модель, подобное повышение ИСО приведет к появлению большого количества шума, что уничтожит кадр.

Инженеры, создавая фотоаппарат, вкладывают задачу обеспечения четкого и правильно экспонированного снимка. Шум же вторичен.

Тот факт, что шум может убить фотографию, мало кого смущает в данном случае.

В свое время я испортил много количество кадров сильным цифровым шумом, который присутствовал на любом снимке, снятом в условиях плохого освещения.

Речь не идет о съемке в сумерках, это мог быть обычный затянутый пасмурный осенний день.

Я долго грешил на несовершенство своего Кенона, прежде чем осознал, что фотоаппарат устанавливает высокое ISO из-за функции AUTO ISO. ISO не опускалось ниже 400, чаще же стояло 800, что и обеспечивало изрядный шум.

Запомните, автоматический подбор ISO это не ваш выбор. Эта функция не нужна начинающему.

Если вы желаете получать хорошие фотографии, то учитесь самостоятельно оперировать величиной ISO.

Вспомните, какие режимы фотоаппарата используют Auto ISO?

Верно, вся «зеленая зона» и часть полуавтоматических, вроде TAv.

Вывод?

Какое ISO лучше ставить при съемке при разной освещенности

Разобравшись с теорией, перейду к практической стороне вопроса настройки ISO при съемке.

Очевидно, что высокое ISO приводит к появлению цифрового шума, а низкое может не обеспечить короткую выдержку.

Что делать?

Все очень просто.

Ключ к пониманию ISO лежит в выдержке при съемке.

Если она слишком длинная для съемки с рук, а изменять диафрагму нельзя из-за глубины резкости, то нужно поднять ISO до того значения, что обеспечит приемлимый уровень шума в кадре.

Если выдержка короткая, а ISO установлено большим, то ISO можно уменьшить ради меньшего количества цифрового шума.

Нет никакой разницы, снимаете ли вы в помещении, на улице, ночью, в солнечную погоду или пасмурную погоду.

ISO подбирается, исходя из требуемой выдержки для съемки при определенной глубине резкости.

В редких случаях, когда нужно вытащить детали из глубокой тени при съемке ночью, допустимо поднятие ISO до тех пределов, что может вам позволить уровень шумности матрицы фотоаппарата.

Ничего сложного.

Источник: https://ghostlybear.com/osnovy-fotografii/111-kak-pravilno-vystavit-iso-na-fotoapparate

Аккуратнее с ISO

Настройте фотоаппарат так, чтобы по максимуму использовать доступный свет

Съел димсам и иду по улице. Дойерс-стрит, Чайнатаун, Манхэттэн

ISO — это степень чувствительности к свету.

Выдержка регулирует количество света, падающего на матрицу фотоаппарата, а ISO определяет то, насколько она чувствительна к этому количеству.

ISO — это ваш союзник в битве за хорошую экспозицию. Когда выдержка ускоряется, то есть света становится меньше, вы повышаете светочувствительность, чтобы выжать максимум из того, что есть.

С этим параметром все очень просто.

Главное, старайтесь снимать с максимально низким значением из возможных. В отличие от выдержки и диафрагмы, здесь лучше не увлекаться и не задирать ISO слишком высоко. Потому что никому не нужны некрасивые побочные эффекты.

Что за эффекты?

Если снимать с высоким ISO, получится «шум» — цветные пиксели, которые портят фотографию. Знаю, что некоторым людям нравится так называемое «зерно», имитирующее пленку, но если оно выглядит как цветные пиксели — ничего хорошего в этом нет.

Правда, когда я снимаю ночью, и мне приходится выбирать между «шумом» или смазанной картинкой, то я за «шум», потому что его по крайней мере можно попытаться убрать в процессе обработки.

Небоскреб Нью-Йорк-бай-Гери на Спрус-стрит. Снято с Бруклинского моста

Я два раза сфотографировал одну и ту же сцену. У фотографии слева значение ISO — 500, выдержка —1 секунда. Если снимать с рук, фотоаппарат гарантированно будет дрожать. На фотографии справа ISO — 1600, выдержка — 1/10 секунды.

Как видите, правая картинка более «шумная», но зато и более резкая.

Какое значение ISO считается слишком высоким?

Решающую роль играет стоимость фотоаппарата — она напрямую зависит от размера и качества сенсора. Шон Арбаби — автор блога «Энгаджет» — написал об этом очень хорошую статью.

Если я снимаю на дорогой фотоаппарат типа Canon 5D или Sony NEX-7, то спокойно повышаю ISO до 1600 (почитайте обзоры на DPReview: этот и этот). Но если речь идет о фотоаппарате с небольшим сенсором, например, Canon S100, то я стараюсь не подниматься выше 800.

Как поменять значение ISO?

Нужные вам настройки обычно спрятаны в меню, но на дорогих моделях есть специальная кнопка для управления светочувствительностью. Значение ISO можно менять точно так же, как выдержку — в большую или меньшую сторону, и влиять этим самым на экспозицию. А вот режима съемки с приоритетом ISO не существует.

Думаю, у большинства современных фотоаппаратов есть такой режим, в котором ISO подбирается автоматически. Минимальное значение обычно 100, а максимальное зависит от конкретной модели. На Sony NEX-7 ISO можно повышать до 16000, а в автоматическом режиме — всего до 1600.

Если вы снимаете вечером и не хотите получить смазанный снимок, вам никуда не деться от «шума». Но здесь он вполне может сойти за капли дождя

В каких случаях можно выбирать автоматический режим?

Я думаю, днем, потому что когда света достаточно, фотоаппарат вряд ли поднимет ISO выше 400. Как правило, светочувствительность держится на отметке 100. И замечательно.

Зачем выбирать значение ISO вручную?

Если я снимаю вечером, то выбираю самое высокое значение ISO, но слежу, чтобы картинка выглядела прилично. Опять-таки, все зависит от фотоаппарата. Если света вдруг становится больше, но экспозицию менять не хочется, то я выбираю уменьшить выдержку, а не понизить ISO. Мне кажется, что самое главное — не сделать смазанный снимок.

Я снял эту фотографию, когда шел домой по Манхэттэну. Фотоаппарат — Canon S90, значение ISO — 800. Я боялся, что снимок получится «шумным» и увеличил выдержку, поэтому изображение в итоге получилось немного смазанным

По идее, выбор ISO не должен ничего усложнять. В процессе съемки вам нужно найти такое значение, при котором можно экспериментировать с выдержкой, и остановиться на нем.

Как убрать «шум» с фотографии?

Я хочу написать об этом отдельную главу, но вообще, в большинстве программ, включая «Фотошоп», есть специальный фильтр для шумоподавления. С его помощью можно неплохо почистить картинку, правда, на чудо надеяться не стоит. Удалив много «шума», вы удалите кучу пикселей, и снимок станет не таким резким.

Предупреждение: некоторые фотографы говорят, что ISO 200 — это очень много даже для фотоаппарата стоимостью три тысячи долларов. Как вы могли заметить, я не эксперт по постобработке, поэтому меня, наверное, лучше не слушать. Но я правда не вижу проблем с ISO до 400, если у вас дорогой и хороший фотоаппарат. Единственное допустимое исключение — съемка для широкоформатной печати.

И такой момент: у новичков обычно гораздо больше проблем с выдержкой, чем с ISO, поэтому я советую не обращать внимания на «шум». По крайней мере до тех пор, пока вы не купите штатив и не научитесь держать фотоаппарат правильно.

Источник: http://photography.kangelari.com/lessons/iso/

Экспозиция, выдержка, диафрагма, ISO: как с этим разобраться

Время чтения: 3 минуты

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где кнопка шифт на ноутбуке

Наконец-то сбылась заветная мечта: вы держите в руках новенький фотоаппарат и готовы «щёлкать» всё подряд. Вот только есть проблема – вы видите одно, а камера – совсем другое, она безжалостно портит всю картинку! В этом случае дело, однако, не в фотоаппарате, а в умении работать с ним. И здесь не хватит знаний о том, что такое «матрица» и что такое «объектив», придется изучить еще несколько понятий.

Экспозиция

Первый термин, с которым сталкивается любой пользователь, взявший в руки профессиональный фотоаппарат, это экспозиция. Если говорить простыми словами, то экспозиция – это количество света, которое попадает на матрицу фотоаппарата в момент съемки. Таким образом, она отвечает за насыщенность фотографии, поэтому прежде всего стоит научиться работать с экспозицией.

Чтобы определить параметры экспозиции, необходимо разобраться с экспонометром – это шкала на экране, которая показывает, насколько точно построена экспозиция. Если бегунок уходит в плюс – света много, если в минус – мало. Если бегунок стоит рядом с нулем – экспозиция верная.

Главный секрет правильной экспозиции заключается в том, что для ее настройки нужны два параметра, это диафрагма и выдержка, вместе – экспопара. По приведенной ниже таблице можно легко определить, в каких случаях соотношение диафрагмы и выдержки подобрано верно: ячейки одного цвета, расположенные по одной диагонали, означают правильные значения экспозиции.

Таблица изменения экспозиции в зависимости от диафрагмы и выдержки

Светочувствительность

Светочувствительность (или ISO) – это «скорость», с которой матрица записывает информацию о количестве света. Но чем быстрее зафиксируется свет, тем больше графической информации он потеряет. Настройка светочувствительности пригодится в том случае, если при слабом освещении необходимы определенные значения выдержки и диафрагмы. Повышение ISO в этом случае даст необходимую экспозицию, однако платой за повышение светочувствительности станет увеличение зернистости кадра.

Совет: даже если вы снимаете в темноте, стоит выставить светочувствительность не выше 200-400, чтобы уменьшить количество зерна, а если в хорошо освещенном помещении – следует довести ISO до минимума.

Умение работать с базовыми настройками фотоаппарата значительно улучшит результат съемки у новичка. А с опытом придут знание настроек для конкретных ситуаций и понимание особенностей именно вашей камеры.

Источник: https://hit.media/2019/04/15/ekspozitsiya-vyderzhka-diafragma-iso-kak-s-etim-razobratsya/

Что такое диафрагма, выдержка и ISO?

Если вы купили свой первый зеркальный, беззеркальный или любой другой фотоаппарат, который поддерживает так называемые ручные настройки, то, определенно, вам будет полезна наша сегодняшняя статья. Итак, сегодня поговорим о трех основных параметрах съемки – выдержке, диафрагме и ISO.

Что такое диафрагма фотоаппарата?

Фотография – это светопись. Поэтому и диафрагма, и выдержка влияют на количество света, которое попадет на матрицу после нажатия на кнопку спуска затвора.
Диафрагмой называют один из основных параметров съемки. Строго говоря, диафрагма – это параметр, относящийся не к самому фотоаппарату (тушке), а к объективу. Поэтому вернее будет спросить, что такое диафрагма объектива?

Так вот, диафрагма объектива – это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив. Грубо говоря, диафрагма – это отверстие, через которое проходит свет. Если копнуть глубже, то можно выяснить, что диафрагма объектива – это несколько лепестков, которые меняют своё положение, тем самым уменьшая или увеличивая отверстие, через которое проходит свет.

Что для начала нужно из этого вам вынести? Во-первых, чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив. Во-вторых, вам также нужно знать, что чем МЕНЬШЕ диафрагменное число, тем шире открыта «дырка», а значит БОЛЬШЕ диафрагма. Таким образом, на современных объективах, максимальное открытие диафрагмы достигается при значениях f/1.2 и f/1.4. Ещё большая светосила, вроде f/1.0 и f/0.

95 доступна на дорогостоящих эксклюзивных стеклах, которыми обычно не пользуются даже профессионалы.

Итак, возьмем для примера пару конкретных объективов. Скажем, Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G и Nikon 50mm f/1.4D. Их максимальная диафрагма указана в названии. Для первого объектива она составляет f/3.5 на 18mm и f/5.6 на 105mm, для второго – f/1.4.

Этот параметр также называют светосилой. При чем заметьте, указывается только максимальная светосила. Прикрыть диафрагму до значений вроде f/7.1, f/11 можно на любом объективе. Крайнее значение обычно составляет f/22 у зумов (18-105mm) и f/16 у фиксов (50mm).

Про зумы и фиксы мы говорили в отдельной статье.

Что такое выдержка в фотоаппарате?

Также как и диафрагма, выдержка влияет на количество света, которое в итоге попадает на матрицу фотоаппарата (или пленку). Если диафрагма регулирует количество света с помощью диаметра отверстия в объективе, то выдержка – это параметр самой тушки.

Выдержка – это время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата. Выдержка измеряется в долях секунды. Например, 1/60, 1/800. Выдержка может быть и больше секунды, обычно она обозначается 1’’ (1 секунда), 10’’ (10 секунд) и т.д. В выдержках меньше секунды для удобства может быть опущена единица, и таким образом выдержка может обозначаться как 60, 800 и т.д.

Что такое ISO в фотоаппарате?

В настоящее время ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Это третий параметр, способный влиять на экспозицию снимка. Базовое ISO на современных камерах – 100-200 единиц. Максимальным может быть ISO 6400, 12800 и больше. Чем физически больше и качественнее матрица фотоаппарата, тем больше возможности ISO.

Вообще, грубо говоря, ИСО – это тот параметр, который влияет на шум снимка. Чем выше ISO, тем больше на фотографии так называемых шумов. Соответственно, малошумные матрицы очень ценятся сегодня, ведь они позволяют снимать при плохих условиях освещенности с рук и получать хорошие снимки.

Вот фотоаппараты, которые на сегодня лидируют по показателям ISO: Sony A7s, Nikon D800e, Nikon D800, Nikon Df, Nikon D4s, Nikon D4, Nikon D600, Nikon D610. Как вы видите, лучше всего пока что справляются с шумом камеры компании Nikon, в которых в основном стоят матрицы компании Sony. Вот такой вот парадокс.

Однако всё-таки лидером является Sony A7s, которая на момент написания данной статьи только-только появилась.

Этот снимок сделан на ISO 900. Ниже приведены увеличенные фрагменты (кропы) данного кадра на разных ISO. Увеличен правая верхняя часть подсвечника

Как работать с выдержкой, диафрагмой и ISO

Мы рассмотрели три параметра, влияющих на экспозицию снимка. Теперь давайте разберемся, как же эти параметры взаимодействуют между собой и на что каждый из них влияет.

Итак, предположим, что мы находимся в условиях, когда ISO 400, диафрагма f/4 и выдержка 1/400 дают нам идеальную экспозицию, которую обозначим за 0. Но тут появился источник дополнительного света (вышло солнце, поставили дополнительный осветитель и т.п.).

Экспозиция из 0 смещается в сторону +, предположим, на 1 стоп (кадр становится светлее, появляются «пересветы»). Что такое один стоп и как мы можем сделать кадр немного темнее, чтобы не было пересвета? Грубо говоря, для ISO и выдержки 1 стоп – это увеличение или уменьшение значения в 2 раза.

Для диафрагмы в 1,4 раза. Таким образом, чтобы затемнить кадр у нас есть следующие варианты:

  1. Уменьшить ISO с 400 до 200 единиц.
  2. Уменьшить выдержку с 1/400 до 1/800.
  3. Закрыть диафрагму с f/4 до f/5.6

А теперь давайте посмотрим, на что это повлияет в конечном итоге:

  1. Количество шума на кадре уменьшится.
  2. Изменений практически не будет.
  3. Увеличится зона резкости, уменьшится размытие (боке).

Таким образом, если мы снимаем портрет, то нам лучше всего подойдет первый вариант, потому что шума станет меньше. Если снимаем пейзаж, то опять же, хорошим решением будет выбрать первый вариант, но и третий вариант при определенных условиях может улучшить картинку (она станет резче). Если мы снимаем спорт, то второй вариант будет предпочтительнее, так как чем короче выдержка, тем проще поймать движение.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.

8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше.

В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки.

Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д. Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

Выводы

Как вы уже поняли, разобраться со всеми этими настройками не так уж и сложно. В рамках одной статьи я в общем-то постарался объяснить на пальцах, какие параметры и на что влияют. Нужно всего лишь один раз прочитать об этом, а потом немного поиграться с настройками своей камеры и посмотреть, что получается, когда вы меняете тот или иной параметр. Надеюсь, вам помогла эта статья немного лучше понять, как работает ваш фотоаппарат. До скорых встреч и удачных кадров!

Источник: https://mychaos.ru/uchimsja/diafragma-vyiderzhka-iso

Теория фотографии: Выдержка, диафрагма, ISO

Выдержка – это продолжительность экспонирования, время, в течение которого поток света поступает на светочувствительные элементы матрицы.

Р’ С„РѕС‚РѕР°РїРїР°СЂР°С‚Р°С СЃ центральным затвором время экспонирования совпадает СЃ выдержкой, РІ С„РѕС‚РѕР°РїРїР°СЂР°С‚Р°С СЃРѕ шторным затвором (Зенит, Р—РѕСЂРєРёР№, РњРёСЂ, Зенит Рё С‚.Рґ.), время экспозиции превышает выдержку. Р�зменение значений выдержки измеряется РІ ступеняС.

Плюс-РјРёРЅСѓСЃ РѕРґРЅР° целая ступень уменьшает или увеличивает поступление света РІ РґРІР° раза. Для определения правильного время экспонирования, необСРѕРґРёРјРѕ учитывать следующие условия: время съемки, время РіРѕРґР°, место Рё Сарактер съемки, РїРѕРіРѕРґР° Рё С‚.Рґ.

Длинные выдержки как правило используют РїСЂРё условии недостаточного освещения или для воплощения РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅРЅС‹С С‚РІРѕСЂС‡РµСЃРєРёС Р·Р°РјС‹СЃР»РѕРІ – например, съемка текущей РІРѕРґС‹ РЅР° РґР»РёРЅРЅС‹С РІС‹РґРµСЂР¶РєР°С РґР°РµС‚ интересный результат.

Короткая выдержка используется для съемки РґРёРЅР°РјРёС‡РЅС‹С РѕР±СЉРµРєС‚РѕРІ. Например, спортивного мероприятия, или получения эффекта замороженной жидкости РІ движении – капли фонтана.

Целые значения выдержки (сек): 1; 1/2; 1/4; 1/8; 1/15; 1/30; 1/60; 1/125; 1/250; 1/500; 1/1000; 1/2000; 1/8000.

Короткая выдержка Средняя выдержка Длинная выдержка
От 1/500 и выше 1/125 – 1/160 От 1/30 и ниже

Диафрагма

Диафрагма(РІ иностранной литературе — Aperture или Diaphragm) – относительное отверстие объектива, СЃ помощью которого изменяется количество пропускаемого света.

Диафрагма состоит РёР· РїРѕРІРѕСЂРѕС‚РЅС‹С Р»РµРїРµСЃС‚РєРѕРІ, РїСЂРё открытии РєРѕС‚РѕСЂС‹С С„РѕСЂРјРёСЂСѓРµС‚СЃСЏ круглое отверстие, РїСЂРё закрытии многоугольник.

Количество лепестков диафрагмы определяют СЂРёСЃСѓРЅРѕРє объектива – Р±РѕРєРµ (размытость, нечеткость). Чем больше лепестков , тем красивее получается Р±РѕРєРµ. Диафрагменное число выражено РІ РѕР±СЂР°С‚РЅС‹С РµРґРёРЅРёС†Р°С. Рў.Рµ.

чем больше отверстие, тем меньше диафрагменное число и наоборот, чем меньше отверстие, тем больше диафрагменное число. Открытием и закрытием диафрагмы регулируется глубина резко изображаемого пространства (ГР�П), т.е.

степень размытости заднего плана. Чем меньше диафрагменное число, тем сильнее размывается фон, и наоборот. В портретной съемке чаще используют открытую диафрагму для выделения главного объекта съемки и размытия фона.

Пейзажи фотографируют на закрытой диафрагме, тем самым увеличивая глубину резкости по всему полю кадра.

Глубина резкости также зависит РѕС‚ СЃР»РµРґСѓСЋС‰РёС С„Р°РєС‚РѕСЂРѕРІ:

  • фокусное расстояние объектива (РїСЂРё РѕРґРЅРѕРј Рё том же значении диафрагмы РЅР° С€РёСЂРѕРєРѕСѓРіРѕР»СЊРЅС‹С РѕР±СЉРµРєС‚РёРІР°С Р“Р Р�Рџ будет больше, РЅР° РґР»РёРЅРЅРѕС„РѕРєСѓСЃРЅС‹С (телеобъективаС) меньше, РёРЅРѕРіРґР° даже миллиметры);
  • физические размеры матрицы фотоаппарата (чем меньше размер матрицы, тем больше ГРР�Рџ). Снимая РЅР° мобильный телефон невозможно добиться размытия заднего плана, С‚.Рє. глубина резкости будет большой.

Значения диафрагмы имеют следующие целые числа: 1,0; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32.

При изменении значения диафрагмы на одну ступень, количество поступаемого света через объектив изменяется в два раза.

Открытая диафрагма Средняя диафрагма Закрытая диафрагма
От 2,8 и ниже 5,6 От 11 и выше

Сочетание РґРІСѓС РїР°СЂР°РјРµС‚СЂРѕРІ – выдержки Рё диафрагмы – называют экспопарой. РЎ помощью экспопары выставляется экспозиция.

ISO

Параметром �СО определяется светочувствительность пленки или матрицы цифровой фотокамеры. Чем выше �СО, тем более чувствительна матрица или пленка к количеству поступаемого света.

Если сказать точнее, то РІ С†РёС„СЂРѕРІС‹С РєР°РјРµСЂР°С СЃРІРµС‚РѕС‡СѓРІСЃС‚РІРёС‚РµР»СЊРЅРѕСЃС‚СЊ элементов матрицы одинаковая – минимальная, Р° так называемое увеличение Р�РЎРћ повышается путем усиления сигнала.

Возможность повышать параметр Р�РЎРћ дает определенные преимущества, например, фотографировать СЃ более короткой выдержкой, РІ то время как уменьшение Р�РЎРћ требует установки более длительного время экспонирования; или дает возможность фотографировать РІ РјРµСЃС‚Р°С СЃ недостаточным освещением без использования вспышки.

РќРѕ РІ то же время имеет Рё недостатки. РџСЂРё повышении параметра Р�РЎРћ шум РЅР° СЃРЅРёРјРєР°С СЃС‚Р°РЅРѕРІРёС‚СЃСЏ заметнее. Чем выше Р�РЎРћ, тем больше шумов. РќР° количество шума РїСЂРё РѕРґРёРЅР°РєРѕРІС‹С Р·РЅР°С‡РµРЅРёСЏС Р�РЎРћ оказывает влияние Рё физический размер матрицы. Это объясняется тем, что чем меньше размер матрицы, тем ближе располагаются РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ фотоэлементы, которые РїСЂРё получении сигнала создают РїРѕРјРµСРё, затрагивая соседние пиксели. Соответственно Рё шумы становятся заметнее.

Учитывая это, при условии достаточного освещения рекомендуется ставить минимальные значения �СО – 50, 100, что гарантирует получение наилучшего качества снимков.

Текст  Митронина Елена

www.mitru.ru

Р’ начало  ::: Р’ библиотеку :::

Источник: http://www.photomanual.ru/articles/base/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тех-обзор
Как выбрать индукционную плиту настольную

Закрыть